Сказки и быль

Объявление


Приветствуем Вас на словесной ролевой игре по мотивам книг Владислава Крапивина.
Даже если вы пока еще не знаете, что такое Кристалл и Дорога, Вам нужно всего лишь ознакомиться с Матчастью. После этого Вы сможете без труда ориентироваться в мире, созданном АМС на основе "Вселенной Крапивина". Прочтите Правила, заполните Анкету - и в путь, через Безлюдные Пространства в славный город Аркан. Пограничники-койво, наделенные способностью проникать в иные миры, лоцманы-проводники, взрослые, не забывшие, как сами были детьми, и просто девчонки и мальчишки, какими когда-то были мы с Вами - всем найдется место в нашем игровом мире. Оставайтесь с нами, будет интересно.


У нас:
  • Дата: 76 год от Раскола. Летние каникулы, с июня по август.
  • Погода: традиционная для этих широт. Тепло и даже жарко, солнечно; дожди выпадают редко, в основном слепые, после которых в полнеба радуга. Теплая вода в море, лимане и речках, нагретый солнцем песок пляжей, огромные ночные звезды, горячий ветер, пахнущий степными травами. Благодать, да и только.
  • Основные игровые события:
    Кто сказал, что девчонки не любят приключения? Еще как любят! Подружки Зойка и Инка с удовольствием докажут вам это. Их ведь хлебом не корми - дай только ввязаться во что-то загадочное и захватывающее. А вот Дан с Пеплом, может, и не хотели бы оказаться непонятно как и неизвестно где, но их мнения об этом никто не спросил. Результат - знакомство с братом Алексеем, с механиком Лаевским и его подопечным Лето, прикосновение к их тайне. Как никто не спрашивал, хотят ли они в новый мир, Макса и Марьяну, сопланетников Дана, живших почти на сто лет позже, и мальчишку-койво. Что будет дальше - узнаете сами. Читайте нас, присоединяйтесь к игре и приключайтесь вместе с нами!
  • Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Сказки и быль » Хранилище » Легче начинать сразу со второго раза... или с третьего


    Легче начинать сразу со второго раза... или с третьего

    Сообщений 1 страница 30 из 32

    1

    1. Время действия:30 ноября 75 года от Раскола. День.

    2. Место действия: интернат, потом, возможно, дом Полины

    3. Погода: Ясно

    4. Действующие лица: Полина Езерская, Тадеуш Крайнц, возможно добавление НПС

    5. Синопсис: Полина и Тадеуш - их связывает участие в судьбе Матвея Савельева, и не только это, но это, пожалуй, главное. Но и кроме Матвея есть нечто, что заставляет их думать друг о друге. И со всеми этими связями хорошо бы разобраться.

    6. Необходимость и степень мастерского участия: пока вроде не нужно

    Отредактировано Тадеуш Крайнц (2018-10-29 00:16:43)

    0

    2

    Работы в интернате было почему-то меньше, чем на биостанции. С одной стороны, странно - на биостанции людей немного, и все взрослые, а в интернате много детей, и вот уж где все должно гореть, ломаться и взрываться. Наверное, секрет был прост, и вовсе не секрет - в интернате вещи были простыми и заменимыми, что-то ребята могли быстро починить сами. Оборудование биостанции было труднее и сохранять, и чинить.

    То есть если никаких аварий не случалось, то, наверное, можно было при желании найти предлог появляться в интернате пореже.

    Еще бы оно было это желание.

    Иногда Тадеуш словно со стороны смотрел на себя и сам себе удивлялся. Это все Аркан, должно быть. Это все новое место. Необходимость заполнить пустоту на месте прежней жизни.  Две работы, дорога - то пешком, то в лодке, то автобусом; тишина - Тадеуш окружил себя тишиной,  как щитом, в котором вязли тревожные мысли, как осы в патоке. Никуда не девались - но хоть не жужжали.

    (...никакое место не бывает безопасным, не обманывайся...)

    Это все Аркан. Это все новое место.

    С сыном Лары и Юлия они достигли молчаливого согласия по принципиальным вопросам - с поправкой на то, что он ребенок и может что-то забыть, увлечься... по крайней мере так же молчаливо Тадеуш делал на это поправку. Должно быть, Август тоже делал немало поправок - вежливо слушаясь внезапного опекуна. Очень, очень вежливо.

    В интернате было попроще.

    Матвей заметно повеселел с того дня, когда шагнул через грань - подрос, окреп, повеселел. Тадеуш не беспокоил его - ну, почти. Что он мог бы ему сказать, своему случайному, нежданному сыну? Кажется, просто достаточно наблюдать, как он растет, как бежит через  двор от крыльца к сараю и качелям, или турнику, или к стайке других ребят. Иногда он задумывался о том, как рос сам - тоже в интернате,  по сути. Сам он видел отца очень редко - на каникулы его всегда отправляли подальше от дома, к морю, к бабушке.

    Однажды кто-то сказал, что Матвей скоро будет жить в семье.

    Сперва Тадеуш не обратил внимания - отложил мысль куда-то подальше, "на обдумать". И даже обдумал - потом, по дороге домой, кружной. вечерней. Может быть, так даже лучше, подумал он сперва.  Нормальная семья, мирная жизнь, свой дом.Он сможет по-прежнему следить за его судьбой, иногда помочь чем-то. Что до фантазий о том, как он делает что-то вместе с сыном - что поделать.  Воображение подкидывает яркие картинки, а в жизни все совсем иначе. Да и какой из него отец, честно - не очень.

    (...мирной жизни много не бывает...)

    Еще была Полина.

    Первый раз он увидел ее мельком - она бежала мимо него по коридору с охапкой рулонов бумаги, и сам он спешил , спасать очередной протекший кран. Это все Аркан - что ни произойди, нельзя или не получается отреагировать сразу - мысль, впечатление, мимолетный образ падают в глубину и пускают там корни. Полина была очень похожа на Лару. Это ранило так, будто корни у ее образа ядовитые, или просто жесткие и цепкие, как у местной полыни.
    Незнакомая женщина с лицом Лары, с фигурой Лары, с волосами Лары, преподавала детям рисование - умела ли Лара рисовать? Он так много времени провел вдали от нее, и теперь не мог вспомнить - да, тогда, в детстве, она иногда бралась за акварель, а потом? Может, знать не мог, а не вспомнить. Можно спросить у Августа... если решиться и спросить. Рана слишком свежая, не нужно ее трогать, прошло слишком мало времени, не надо.

    Те разы, когда он незаметно следил за ней взглядом, можно не считать. Больно, но взгляд возвращается к ее лицу, если есть возможность. Сперва он искал сходство, потом - различие, потом снова сходство.

    Потом в ее классе заискрила проводка, и  его позвали прямо во время занятия. И он разбирался в схеме, работал, вежливо кивал, говорил что должно - что сегодня занятий в этом помещении лучше не проводить, но работы тут немного, завтра уже все будет в порядке - главное, не замереть, всматриваясь в ее лицо.

    Потом оказалось, что это Полина Езерская планирует усыновить Матвея.

    Это все Аркан.

    Здесь все переменилось, смешалось, пошло кувырком. Но есть выход - можно и дальше делать вид, что все в порядке, ничего не происходит - это правда, ничего плохого не происходит. Можно закрыть глаза, постоять минутку, выдохнуть и пойти дальше - снова что-то чинить. Работа - это спасение.  Все было бы еще безумнее, если бы Тадеуш согласился присоединиться в каком-то качестве к местным военным. Служба - это просто и понятно, но сейчас ощущение, что он исправляет не только вещи, но и что-то в собственной жизни, иногда его посещало.

    Все хорошо, правда же.  Он не мог представить для своего сына матери, пусть приемной, лучше Лары... пусть это даже и не Лара.
    Конечно же, это была не Лара. Нужно реже видеть ее, и сердце перестанет сбиваться с ритма. Нужно чаще ее видеть и привыкнуть к тому, что это совсем другая женщина.

    Действительно, другая. Другой человек, другая грань.

    Другая жизнь в цвету. В ином цвету, чем тот,
    что цвел до сей поры и ныне - все цветет.
    Не просто взгляд другой при внешнем сходстве лиц -
    другая как бы связь волокон, ткань частиц.

    Можно вообще найти другу работу.

    (...я тебе найду, попробуй только...)

    -----

    Воображаемый маленький человечек в черепной коробке сломя голову несся по лабиринту, время от времени пинком распахивая двери - каждый пинок словно выдавался Тадеушу как символ направления движения. Стоило усилия здесь, в яви, не распахнуть дверь нервно,резко, а приоткрыть осторожно - одна сейчас в классе Полина Езерская или кто-то из учеников задержался после занятий. Даже если задержался - быстро соберется и убежит, потому что тут будут скучные взрослые дела.

    Предлог встретиться с Полиной у Тадеуша был - если немного отремонтировать потолочные светильники, в классе будет светлее, зимой это важно. Новых ламп нет и не будет, но есть бывшие в употреблении отражатели... В общем, это надо обсудить. Предлог как предлог.

    Все-таки он правильно рассчитал - одна группа уже убежала, а следующая еще не пришла. Ему на самом деле и нужно всего минут пять.

    - Добрый день. - Он слегка поклонился.  Встретился с Полиной взглядом. Это все, что удалось сделать из запланированного. Готовая гладкая речь куда-то делась, он неловко застыл на пороге; растерялся, надо же.

    (...отомри!..)

    - Простите.

    Сейчас она была не похожа - пока не пошевелилась, не смахнула машинально от виска прядь волос.

    - Я... пять минут, и я уже уйду.

    Отредактировано Тадеуш Крайнц (2018-10-29 01:42:17)

    +1

    3

    С того самого момента, как Полина встретила Матвея, у нее частенько возникала мысль, что где-то на другой грани живет и второй Игорь - ходит, смеется, играет в футбол со своими детьми... И когда двойника она увидела сидящим на полу у текущей батареи, она даже не слишком удивилась. Тем более что у Игоря отродясь отношения с батареями не складывались. Как, кстати, и с электричеством. Вот столярка - это всегда пожалуйста. В старой квартире почти вся мебель была сделана его руками.
    Найти двух других настолько несхожих людей было бы сложно.
    Игорь был громогласен, смешлив, сразу же завладевал вниманием компании, стоило ему появиться в комнате. Яростно жестикулируя, он спорил до хрипоты, если считал себя правым. Тадеуш был немногословен, внешне непробиваемо спокоен, никогда не спорил и просто делал то, что считал нужным. Иногда Полине казалось, что если вдруг начнется вселенский потоп, то он наденет непромокаемую куртку и пойдет посмотреть, что там случилось - наверняка где-то труба лопнула, нужно залатать.
    Игорь любил горы, рыбалку, песни у костра. Что именно любил Тадеуш, сказать было сложно. Приятельских отношений он ни с кем из общих знакомых не поддерживал.
    Игорь был гражданским до мозга костей, рассказывал ядовитые анекдоты про прапорщиков и считал, что в условиях Аркана военные вообще не нужны. Со слов Матека Полина знала, что Тадеуш на родной грани как раз был военным или, по крайней мере, работал в какой-то похожей структуре.
    Игорь обладал очень живой мимикой и часто смеялся. У Тадеуша брови обычно были сведены в одну линию, придававшую лицу почти монашескую строгость. Как он улыбается, Полине до сих пор увидеть не доводилось.

    Если бы муж вот именно таким пришел домой, то это означало бы, что нужно срочно начинать спасательную операцию. Сделать вид, что она его состояние не замечает, заполнить эфир ничего не значащим журчанием про дом, погоду, соседскую собаку и прочие мелочи, о которых можно и не слушать. Накормить. И чтобы обязательно были ватрушки с брусникой или плюшки с растопленным сахаром - Игорь любил сладкое. А дальше уже можно осторожно, по чуть-чуть вытащить, что же у него там такое случилось.
    Вот и глядя на худого и смурного Тадеуша она не чувствовала тоски или душевной боли, зато почти на уровне инстинкта его хотелось кормить и тормошить. Но нельзя же. Во-первых, чужой человек, а во-вторых, у него похоже все было нормально, просто другой характер и другой темперамент. Да и что он вообще ей дался? Но в мыслях она то и дело к нему возвращалась. Полина замечала все новые и новые различия, успокаивалась и... в следующий раз все начиналось как с чистого листа. Ей все казалось, что вот сейчас она наконец найдет то самое ключевое отличие, после чего можно будет на эту тему не думать. Однако за три месяца так и не нашла.

    Но сейчас Полинины мысли были заняты совсем другим. Валентина Федотовна, этот Кутузов местного комитета по охране памятников и Полинино начальство на одной из работ, наметила партизанскую войну для подрыва боевого духа противника. А дело было вот в чем. На высоком берегу речки Яры издалека был виден заброшенный и потихоньку разрушающийся дом, раньше принадлежавший командующему военного гарнизона. Начальник мореходки очень рассчитывал "это старье" перестроить и, наконец, перевести курсантов мореходного училища с двух парусников в нормальные человеческие условия. Однако историкам было наплевать на курсантов, они считали, что раз курсанты морские, то пусть на кораблях и живут - очень органично получается. Дом же совсем не старье, а культурный памятник с изумительно сохранившимися историческими интерьерами. Да-да, лохмы плесневелых обоев и осыпающаяся лепнина - это и есть изумительно.
    Теперь у комитетского "одуванчика" родился план - пробраться в дом и "провести там фотофиксацию объекта исторического наследия", а проще говоря заснять все протечки, которые там наверняка имеются в большом количестве, и сунуть под нос отцам города - вот, дескать, до чего ваша мореходка ценное здание довела. Поскольку в Комитете числился всего один фотограф - Полина Дмитриевна Езерская, то и осуществлять эту героическую операцию предстояло ей. Полина вчера уже побывала у дома и обнаружила на дверях замки, ключи от которых в училище ей отказались выдать категорически. Но "одуванчик" не признавал поражений и требовал идти только вперед.

    Когда Тадеуш зашел в класс, она задумчиво глянула на него и машинально кивнула в ответ на поклон:
    - Пришли проверить свою подопечную? Она здорова, чувствует себя хорошо, больше не искрит, - Полина указала в сторону того угла, где пару недель назад работал Тадеуш. - Вы проходите. Сегодня у меня уроков больше нет, так что вы можете не торопиться. Что-то с батареями, да?
    На Лаевского она смотрела внимательно, со все более явным интересом, потом открыла рот, собираясь задать какой-то вопрос, закрыла и все-таки спросила.
    - Тадеуш, вот вы всякое умеете, - и она покрутила в воздухе рукой, по-видимому, подразумевая этим жестом то самое всякое. - А как можно вскрыть замок? Не обычный дверной, а такой...
    Слова она подобрать не смогла и изобразила на листке навесной амбарный замок.
    - Нужно вскрыть, но только не ломом, а так, чтобы потом можно было аккуратненько обратно закрыть и чтобы не видно было. Или вот окно вскрыть, которое изнутри заперто. Вы не подумайте чего, это для благого дела.

    Отредактировано Полина Езерская (2018-10-31 22:34:50)

    +1

    4

    - Я могу открыть. Сейчас? - заготовленная речь тут же исчезла из головы куда-то в никуда, Тадеуш понадеялся только, что в нужный момент сможет извлечь обратно хоть несколько отрывков. 

    - То есть я не знаю, как их обычно открывают, но интуитивно... и есть инструменты.

    Сам по себе вопрос не был необычным - в доставшемся хозяйстве, что на биостанции, что здесь, постоянно терялось что-то, что не имело замены - в первую очередь ключи. На биостанции пару раз уже приходилось проявлять чудеса изобретательности, чтобы вскрыть захлопнутую не вовремя дверцу, да еще и так, чтобы потом можно было снова ее запереть. В первый раз повезло - ключ оказался внутри запертого шкафа. как он там оказался. никто объяснить так и не смог. Во второй - обошлось без мистики, но лучше бы уж с мистикой, потому что пришлось пересобирать замок.

    Временами Тадеуш размышлял на тему, что умение собирать, разбирать и чинить оружие обернулось в его новой жизни какой-то неожиданной стороной.

    0

    5

    И пока он говорил, Полина сравнивала - интонацию, голос, формулировки... Ведь не собиралась, честное слово, не собиралась!
    Не Игорь. Полина отметила это почти машинально, теперь уже испытующе вглядываясь в лицо. Тот бы задал миллион вопросов, обязательно прицепился к словосочетанию "для благого дела", брови бы смешливо "поехали" вверх, предвещая шутку...
    Не Игорь...
    Ну и хорошо, ну и прекрасно.
    - Сейчас, боюсь, не получится, - после долгой паузы сказала она. - Это не здесь, не в интернате, да и вы, наверное, не просто так зашли, а по делу. Я вот вас сходу огорошила.
    Полина убрала за ухо волосы. Она по-прежнему смотрела Тадеушу в лицо, только избегала встречаться взглядом. А под глазом-то у него давний шрам. Интересно, откуда? Несчастный случай? Вежливый, спокойный какой. Черти б его взяли, такого вежливого... И будто сама подталкиваемая каким-то бесененком, добавила:
    - Да и вообще это незаконно. По сути правильно, а формально незаконно. А вы-то человек законопослушный, наверное, да? К тому же идти довольно далеко, а у вас дела. - она прищурилась. - Дом нужно вскрыть. Чужой. Может, научите? И я сама. Или это сложно?

    Отредактировано Полина Езерская (2018-11-25 15:03:39)

    0

    6

    - Я  открою, - быстро ответил Тадеуш.

    Кажется, он только что согласился на незаконное проникновение куда-то.

    - Извините, - продолжил он. - Я интуитивно понимаю в механизмах, но научить кого-то это не поможет. Кроме того, вдруг там достаточно сильно надавить на дверь или косяк.

    "Интересно, а что тут делают с незаконопослушными гражданами? Как-то я не интересовался, есть ли тут тюрьмы, суды и прочее. Был шанс познакомиться поначалу, был, и если бы не дети... а потом как-то и забылось..."

    В любом случае, если она - Полина Езерская, повторил внутри себя Тадеуш, Полина Езерская - будет забираться куда-то одна, мало ли что там с ней может случиться.

    В здешних местах атмосфера была настолько мирная, что как-то и в голову не приходило - а что тут вообще с преступностью?  Здесь местами не ставили охрану там, где он сам бы ее поставил, кое-где вообще не запирали двери. Дом нужно вскрыть, надо же.

    Да еще и приготовленный предлог весь вышел. Зато можно смотреть на Полину просто так. И еще... точно. Они вместе пойдут... куда-то пойдут, где можно будет открывать замок, и он по дороге сможет ее рассмотреть как следует. И перестать обманывать себя.

    Взрослую Лару он видел всего несколько раз. Сейчас ему казалось, что это было очень давно - хотя какое там. В Полине он искал черты Лары - зря, он знал это, зря. Даже если они есть - он их может не узнать.

    - И если вы собрались на опасное дело, лучше вам не одной идти.

    Отредактировано Тадеуш Крайнц (2018-11-24 22:07:36)

    0

    7

    Теперь Полина смотрела на Тадеуша с удивлением и любопытством.
    Опасное дело... Скажет тоже! Наверняка смеется, не может быть, чтобы он это серьезно. Хотя выражение лица было непробиваемо спокойно, глаза темные, не угадаешь... Она впервые прямо встретилась с ним взглядом, сморгнула и опустила глаза, не сдержав улыбки. Ну вот, опять извиняется.
    - Тадеуш, вы уникальный человек - извиняетесь за то, что не можете научить меня взламывать чужие дома. Признаюсь честно, я немножко сгустила краски, все не так страшно, подробности я расскажу по дороге. Спасибо, что согласились. С вас дверь, с меня пироги. Идем? А то стемнеет, и никакая вспышка мне не поможет.
    Слов своих Полина не пояснила, но достала из ящика стола сумку с фотоаппаратом.
    Она встала, явно намереваясь отправляться "на дело" сразу, теплая куртка и ботинки-вездеходы были внизу, в гардеробе.
    А взгляд снова и снова возвращался к шраму на лице Тадеуша. Еще раньше она заметила, что он прихрамывал, и тогда Полине пришла в голову безумная мысль - а вдруг там, на своей грани, он так же тонул, покалечился, но выплыл и вытащил того второго Тимку. Или все же  Мотю... Так все переплелось, что и не разберешься.
    Очень хотелось спросить, откуда у него шрам, узнать, что в детстве упал с забора и окончательно разрушить иллюзию... Но нельзя. Он не рассказывал, откуда пришел в Город, про Метрополию Полина знала от Матека. Да и невежливо это, она и так отличилась. Полина только сейчас сообразила, что распоряжается чужим временем по-хозяйски бесцеремонно. Просто этот Лаевский слишком интеллигентен и вежлив. Кстати, у него ведь, кажется, есть сын... Кто-то из воспитателей говорил. А она ничего ни про адрес, ни про время не сказала.
    Пришлось повиниться.
    - Простите, я что-то излишне увлеклась. Распоряжаюсь вами, как собой. У вас ведь свои дела, да и сын из школы, наверное, скоро вернется. Вы уверены, что готовы уделить мне время? Это старое здание недалеко от мореходки. Отсюда минут двадцать пути быстрым шагом.

    0

    8

    Тадеуш  просто кивнул, потом  все же прокрутил в голове список дел - да, верно. Мальчик пойдет домой не сразу - сперв задержится в школе, потом забежит к Мике... Тадеуш даже знал, почему он так сделает -  от самого Тадеуша Август не мог получить чего-то очень важного, и добирал где мог. Тадеушу хватало ума хотя бы не мешать.

    Все остальные дела могут подождать - это дела вещей, в конце концов. Просто удивительно, как много удается сделать, если заниматься тем и этим понемногу, но постоянно.

    Тадеуш кивнул еще раз.

    - Если пойдем прямо сейчас, то все как раз успеем.

    И по дороге как раз получится рассказать про план ремонта в классе, а то получается, что зашел-то он явно вовремя, но вот почему?

    0

    9

    Лаконичное, но все же согласие. Ну и отлично, ей другого и не надо.
    - Тогда встречаемся через пять минут внизу. Мне нужно закрыть класс и забрать куртку.
    Полина не задержалась. Выключила свет, сдала ключи техничке и в положенное время уже была у входа в школу. Теплая куртка с капюшоном, плотные брюки, полупустой рюкзак и на плече чехол с фотоаппаратом.
    - Еще раз спасибо, что согласились. Пойдемте, нам сюда.
    Она почти сразу свернула в лабиринт проходных дворов, хорошо знакомый местным жителям и отлично сокращавший время в пути. Полина понимала, что Лаевский, скорее всего, и слова не скажет, но сама молчать не могла. Погода была чудесная для конца ноября, солнце хоть и спускалось к горизонту, но светило тепло и ясно, а стены домов закрывали от ветра с залива.
    - Дом, к которому мы идем, когда-то принадлежал командующему гарнизона. Там была и его квартира, и что-то вроде офицерского собрания. Строение красивое, хотя и строгое. Внутри сохранились остатки лепки, деревянная лестница с резными перилами, а в библиотеке резные панели и обои, сделанные в подражание тисненой кожи. Тогда это было модно.  Здание, вполне достойное того, чтобы сделать там музей или открыть библиотеку... Да пусть хоть какой-нибудь дом культуры... Но начальник мореходки уперся и хочет устроить там казарму. Естественно, дом придется перестраивать, лепнину вместе со старинными обоями сдерут, потому что это же хлам и антисанитария! Обидно до слез! Дом сейчас стоит закрытым, ключи мне не дают, а там наверняка все в плачевном состоянии. Когда я была там в последний раз, на верхнем этаже было несколько протечек. У меня такое чувство, что он просто ждет, когда все придет в полную негодность и восстанавливать будет нечего. Ну разве это правильно? У нас и так сохранилось мало памятников старины.
    Пока Полина говорила, они миновали последние дома и вышли на открытое место. Справа был виден залив, а впереди, на холме стояло большое красивое здание, облицованное серым камнем. К центральному входу вела пологая лестница. Архитектор несомненно был талантлив и, сохраняя светский облик здания, то и дело "цитировал" детали военных сооружений. Подпорная стена немного напоминала крепостные укрепления, по верху стен были устроены зубцы и небольшие башенки, узкие глубокие окна обходной галереи напоминали бойницы. Однако камень был покрыт резьбой, а ритм оконных проемов главного фасада сразу давал понять, что за ними находился большой двусветный зал для собраний. Правда сейчас облицовка осыпалась, камень крошился, а окна были забиты деревянными щитами.
    - Ну как вам? - вопросительно глянула Полина на Тадеуша.
    Она сейчас была полностью увлечена предстоящей задачей и перестала вспоминать и сравнивать.

    0

    10

    Тадеуш шел за Полиной, держась на полшага позади - она ведет, он следует. Солнце грело отчетливо, он не привык к теплу в ноябре - что же, когда-нибудь он привыкнет.

    Мысль мелькнула, пропала и он вернул ее усилием воли - такой обычной и при этом такой странной она ему показалась. Это между делом мелькнувшее "когда-нибудь" было рассчитано на годы... Неужели он здесь не на год, не на два - на много лет? Вот так живешь, живешь, как будто не приходя в сознание, а потом, следом за женщиной выходишь к морю, холму, старинному зданию - и осознаешь, что ты здесь. И, возможно, пробудешь здесь очень, очень долго.

    Полина вела его и рассказывала, увлеченная, уверенная. Она собиралась распорядиться чем-то, и распорядиться наилучшим образом - не просто чем-то, не просто старым зданием на холме - хорошо построенным, даже сейчас изящным, а когда-то, наверное, еще и нарядным - но историей своей земли. Она здесь дома.

    Дом.

    - Да, вы правы, - ответил он невпопад, глядя на то, как двигаются ее губы. Быстро поправился:
    - Что бы здесь ни было раньше, казарме тут не место.

    В своем воображении он дополнил старое строение деталями - белым цветом стен, блеском оконного стекла, белыми парусами занавесей в огромных окнах. Делать из этого дома что-то банальное - все равно переделать старинную дагу на саперную лопатку. Саперная лопатка, конечно, вещь полезная, но...

    Но всему свое время и место.

    - Такое чувство, что если этот дом использовать неправильно, то в нем поселятся призраки.

    +2

    11

    - Призраки? - переспросила Полина и удивленно оглянулась.
    Это было последнее, что она ожидала услышать от Лаевского. Про частично утраченную облицовку - очень вероятно, про сгнившие трубы - возможно, про перспективы использования здания в экономических и социокультурных условиях Аркана - все может быть. Но не про привидения.
    - Простите, Тадеуш, это было неожиданно. Вы мне почему-то казались материалистом.
    Хотя по какой причине? То, что он хорошо разбирается в технике, совершенно ничего не означает.
    - Моя вина, я сама достроила ваш образ по отрывочным штрихам. Подозреваю, не я одна, - Полина улыбнулась и перелезла через невысокое дощатое заграждение с надписью "Посторонним вход воспрещен", преграждавшее путь к лестнице. - Вы очень немногословны и даже самые завзятые сплетницы не могут про вас ничего рассказать, волей-неволей приходится придумывать. Поработаете у нас в интернате еще какое-то время и узнаете про себя много нового и интересного. А привидения... Думаю, что если они и селятся  в старых домах, то только когда те пустуют. Ни один призрак не уживется с взрослеющими подростками, сбежит, куда глаза глядят. В моем доме большая часть тоже нежилая, и иногда мне кажется, что по ночам там кто-то ходит, шелестит бумагами. Но я еще не определилась, какое объяснение мне нравится больше - призрак или сквозняк.
    Полина начала подниматься по лестнице.
    - Только осторожнее, на некоторых ступенях плитки отошли, можно споткнуться. Я тут уже не первый раз, так что неплохо ориентируюсь. Есть двустворчатая дубовая парадная дверь прямо перед нами и небольшая дверца со стороны заднего крыльца. Окна первого этажа все заколочены, кроме двух - на них сохранились старые ставни, на которые тоже повесили замки.

    Отредактировано Полина Езерская (2019-02-02 00:35:12)

    0

    12

    Тадеуш пожал плечами.

    - Когда ты койво, трудно быть материалистом. Но я не неупокоенных духов имел в виду.

    Вблизи дом выглядел... уязвимым. Тут отошла плитка, там покосился ставень, а вон там повело дверь. Парадная двустворчатая дверь прямо перед ними нуждалась в ремонте.

    А что, подумал Тадеуш, стоило бы пойти прямо через главный вход. Мы же не злоумышленники и не воры. Полина просто хочет пофотографировать. А те, кто прячется и действует тайком, всегда привлекают больше внимания, когда привлекают. То есть самое подозрительное действие было бы - лезть через окно. Второе по степени проблемности - через заднюю дверь. А через парадную - это был бы показатель некоторой наивности, конечно, но и только. Впрочем, Полина дольше него изучала местность и у нее есть план. Наверное.

    - Бывают места, в которых было задумано... что-то. Под этот образ все построили, организовали. Если этот образ отрицать, замазать краской, настроить перегородок - он все равно будет проступать сквозь переделки. Печальное будет зрелище. Что должно было быть - и что стало. Несоответствие.

    Он поднялся на несколько ступенек.

    - Может быть, открыть сразу главный вход?

    0

    13

    Можно было удивленно расширить глаза и переспросить: "Как? Неужели вы койво? Даже не предполагала", - и завершить это почти зримым многоточием. Дескать, я слишком вежлива, чтобы спрашивать напрямую, но для поддержания разговора вы могли бы и рассказать о ваших чудо-способностях. Ведь официально-то Тадеуш никому из них не представлялся "Тадеуш Лаевский, койво". Но Полина не стала этого делать. Хотя ей было любопытно, на что способны койво. Про Матека она знала только, что он умеет рисовать "живые" картины, про Сашку и Рика не знала вовсе ничего. Полине почему-то казалось, что это очень сокровенно, как если бы ты начал рассказывать кому-то свои тайные мечты и желания.
    Она остановилась немного в стороне и присела на балюстраду, наблюдая за тем как Тадеуш оценивающе осматривает фасад и дверь.
    - Это верно... У нас в старом городе есть пара таких домов. Когда-то давно, еще до Раскола, огромные квартиры там разделили между новыми жильцами. Громадные залы перегородили и превратили во множество клетушек с высоченными потолками, старинные изразцовые печи облупились, закрашены, а то и вовсе заклеены обоями, лепнина осыпалась... Я приходила туда фотографировать и делать обмеры и это действительно очень-очень грустно. А еще грустнее, что нынешние жильцы часто этого даже не замечают. Так что будем спасать этот дом. Теперь вы тоже в команде, - Полина улыбнулась, а потом с сомнением глянула на массивную дверь. - Она уж очень основательно выглядит. Думаете, удастся ее открыть?

    0

    14

    Он кивнул, потянул  ручку двери - как она, вообще открывается или заколочена изнутри? Дверь несомненно открывалась. Замок в двери присутствовал, и даже был заперт, но все равно дверь приоткрылась на добрый сантиметр. Потому что рассохлась и петли разболтались. Ну, конечно, тянуть надо было сильно.
    А если еще немного сильнее... Мы же наивные горожане, правда? Нам просто интересно. Достаточно, чтобы подергать дверь как следует. Вот мы и подергаем. Совсем немного. Даже осторожно.

    Лезть в замок проволочкой не хотелось, но вот дожать дверь чтобы язычок замка выскочил из паза - это несложно. В следующий раз тут будет навесной замок. Впрочем... зачем ждать следующего раза? Он достал из сумки с инструментом старый, но еще исправный замок, зацепил его за ручку двери, задвинул дужку на место, вставил ключ, а замыкать не стал. Пусть висит так. Издали будет казаться, что дверь заперта. Вблизи - что ее забыли запереть. Немного театральная хитрость.

    Потом он обернулся, посмотрел на Полину. На то, как она сосредоточенно хмурит брови, наблюдая. Беспокоится, должно быть.

    - Знаете, а тут не заперто.

    Теперь, конечно, не заперто.

    - Наверное, можно войти, посмотреть, что там внутри. Дом это... или уже призрак дома.

    Он приоткрыл дверь пошире и вошел - проник - внутрь первым, потому что  даму первой надо пропускать только в  безопасное помещение. А тут, судя по всему, может и штукатурка сверху прилететь. Тем более он дергал дверь, мало ли что.

    0

    15

    - Да вы что? - искренне изумилась Полина. - А я ее дергала-дергала... Сил, наверное, не хватило. Дерево старое, совсем рассохлось. Подождите, у меня есть фонарь!
    Она заспешила за Тадеушом, одновременно вытаскивая из рюкзака достаточно мощный фонарик. Без света здесь, и правда, было не обойтись. Солнечные лучи проникали только через щели в ставнях и между досками, которыми была забита часть окон.
    Они оказались в большом холле. Шаги звучали гулко и эхом отражались от стен, так что казалось, что рядом идет еще кто-то. Фонарь высветил пол, выложенный каменной плиткой в сколах и трещинах и большую лестницу, которую у основания охраняли два сидящих грифона, в пастях у них висели массивные фонари без стекол. Потолок был то ли расписан, то ли украшен лепниной, из-за высоты даже сильный луч света не давал хорошей видимости. Под ногами похрустывами куски штукатурки, какой-то мусор.
    - Красиво, правда? - остановилась рядом с Тадеушем Полина. Из-за эха даже шепот казался оглушительно громким. - Если открыть окна и все это осветить, то будет просто сказочно. Первый этаж еще в неплохом состоянии. Нам нужно наверх. Там библиотека, хозяйский кабинет и женская половина. Лестница в порядке, но на ней много мусора, так что тоже нужно быть осторожными.
    Она снова искоса глянула на Тадеуша. Раз он не скрывает, что является койво, то некоторые детали, наверное, уточнить все же можно?
    - Скажите, Тадеуш, а в вашем мире архитектура напоминает нашу или она совсем-совсем другая?

    0

    16

    Какой хороший у Полины фонарь. Для фотографирования света не хватит, а вот чтобы не навернуться в темноте - очень хорош.

    - Я могу отодрать от окон несколько досок, что повыше, - сказал Тадеуш, - Будет немного светлее.

    Он с уважением посмотрел на грифонов у лестницы - жалко оставлять такое в темноте. С другой стороны, если не заколачивать окна в заброшенном доме, сюда может полезть кто-то неосторожный. Осторожный тоже может, но пойдет, как и они с Полиной - через дверь. Еще и ключ правильный добудет.

    - Очень красиво, да.

    По лестнице он тоже пошел первым, распихивая по дороге ногами мусор, чтобы Полине легче было пройти следом - да и спускаться потом будет попроще. Вроде и правда прочная лестница.

    - В столице есть похожие дома... старые, с историей, с широкими лестницами и зверями у перил. С подъездами для карет и такими дверями, чтобы прошли дама в кринолине и ее кавалер со шпагой. Есть другие - с башенками, с витражами, с узкими окнами, это больше на западе. У моря есть места, где  почти как здесь кое-где - простые дома из песчаника. Когда-то и глинобитные были, но так давно уже не строят.

    Он обернулся к Полине - руку ей предлагать пока не стоит, ограничить ее движения сейчас будет неуместно. Но чем-то помочь...

    Сейчас она не была похожа ни на одну из тех. Узнавание подводило его там, где было больше света, а здесь, в неверных тенях, в рассеянном свете сильного фонаря, это была только она, здешняя женщина, единственная в этом мире.

    "Когда-нибудь меня и память начнет подводить, и что тогда останется?". В юности кажется, что будешь помнить свою первую любовь вечно. Это не так. Разум любит обманываться. Как ему повезло, что он встретился с Ларой еще раз. Что он успел. Что вообще решился приехать. Что удалось перетянуть хотя бы часть задания. Стоп, дальше опасная территория, не сейчас.

    Кажется, он слишком долго смотрит на Полину. Отвел взгляд.

    - Простите.

    Повторил:

    - Простите. У вас ведь есть походный опыт, да? Вы производите впечатление человека, которого не нужно вести под руку. Но там впереди совсем запущенный участок.

    И протянул ей руку - не поддержать под локоть, а чтобы она взялась, как ей удобно.

    0

    17

    Полина думала в схожем направлении.
    - Нет, что вы, Тадеуш, не надо. А то местные мальчишки тут же прознают и обязательно залезут. В здании набедокурят, и себе что-нибудь сломают.
    Она уже привыкла к лаконичным ответам Лаевского и не ждала, когда он, как в свое время частенько делал Игорь, перетянет инициативу разговора на себя.

    Он шел теперь немного впереди, но в какой-то момент замешкался и обернулся. Полина была на пару ступенек ниже и смотрела на него снизу вверх. Лицо Тадеуша смутно виднелось в полутьме, черты скрадывались, оставались только ощущения.
    Вот она без разрешения проникла с малознакомым человеком в пустой дом... Но не было ни особого, шального настроя, когда ты ждешь приключений и неожиданностей, ни рутинного ожидания будущей работы - немного нетипичной, но в общем-то не слишком сильно выходящей за границы обыденного. Будто и не с определенной целью они шли в этот дом, а просто забрели во время долгой прогулки, и все здесь - от грифонов у лестницы до заколоченных окон и мусора лишь повод для разговора.
    Полина поймала себя на том, что ей хочется спрашивать еще и еще - в каком доме жил сам Тадеуш, почему ушел из своего мира, нравится ли ему Аркан и хочет ли он сделать его своим домом. Но ведь нельзя же, невежливо. Так спросить могли бы только ее ученики и им можно было только позавидовать.
    Полина скорее чутьем, чем зрением, угадала протянутую руку и вложила в ладонь Тадеуша свою, чтобы идти так, как это часто делают дети.
    - Раз вы ведете, может быть, возьмете фонарь? Вам так будет удобнее. Нам на самый верх, до площадки, и направо. Там уже должно быть светлее, потому что окна не заколочены. И Тадеуш... Любопытство страшный порок и с ним тяжело бороться, - Полина немного виновато улыбнулась. - Я могу вас еще спросить о вашем мире или вам не хотелось бы об этом говорить?

    0

    18

    Фонарь перешел из руки Полины в руку Тадеуша. Взявшись за руки, они поднимались по лестнице, Тадеуш освещал ступеньки и отпихивал ногой с пути мусор.

    - Да, спрашивайте, я постараюсь ответить. - Тадеуш резко кивнул и сам смутился этого жеста. Это не допрос. Не сбор информации. То есть сбор, но не тот. Хорошо, что ей интересно.

    Иногда, в плохие моменты, ему хотелось выбежать на улицу, найти место, где побольше народу, и кричать там... что? что-то. Про то, как упорны его бывшие сослуживцы. Как они прямо сейчас колотятся в закрытую дверь Аркана. Просто потому, что они уже переступили через много запретов, а за таинственной закрытой дверью добыча всегда кажется более богатой.

    Как капля точит камень. Ядовитая капля.

    Спасало то, что он, в сущности, никогда не кричал на публике. Ну и то, что о таких делах вообще не кричат. Такие дела обсуждают в правительственных кабинетах и на военных базах, а население пугать ни к чему. 

    - В моем мире есть то, о чем говорить не хочется. Это не тайна. Просто дела правительства и военных. К сожалению.

    Они поднялись на этаж и теперь он светил фонариком по сторонам, давая Полине рассмотреть поле действий.

    - Но если придется к слову, я и про это расскажу.

    Он улыбнулся.

    - Можно, я тоже буду спрашивать? Никак не привыкну... а надо привыкать, как тут все устроено.

    Отредактировано Тадеуш Крайнц (2019-08-15 01:02:52)

    0

    19

    Тадеуш согласился и... замолчал. И было в этом молчании что-то такое, что Полина, которая уже готова была завалить его вопросами, тоже замешкалась, а потом осторожно спросила:
    - А есть то, о чем вам самому хотелось бы рассказать? - она вопросительно взглянула на Лаевского. - Что вы видите, когда вспоминаете свой мир? Какой-то образ, воспоминание, может быть, место, где вы росли. Например, если бы меня попросили описать Аркан, то я бы нарисовала уголок старого города. Там есть чудесный дом с темно-красной черепицей, у него второй и третий этажи написают над мостовой, как козырек, а по фасаду плетется девичий виноград. Когда садится солнце, то на втором этаже окна сияют так, будто там горят яркие лампы, а внизу на мостовой лежит густая тень, в которой спят три лохматых пса. А улица уходит дальше вниз, к морю, и оно сверкает как будто золотое. Я вам покажу как-нибудь, это очень красиво. Вы уже гуляли по старому городу или времени не было?
    Они поднялись на верхнюю площадку лестницу, но дальше пока не шли, так и остановились. Здесь действительно было светлее, одна из двух дверей на площадке была открыта и в нее была видна часть комнаты, освещенная вечерним солнцем - вздыбившийся паркет, шелуха осыпавшейся штукатурки, старый массивный комод...
    - И вы спрашивайте, - Полина улыбнулась. - Вы сейчас так это сказали: "Никак не привыкну", - что я в первый момент даже удивилась. Мне-то кажется, что привыкать тут не к чему, все просто, стабильно, годами не меняется. У нас очень тихий спокойный мир, здесь редко что-то случается, а потому к нему очень легко привыкнуть.
    А еще она не умом, но каким-то чутьем понимала, что Тадеуш спрашивает ее не о том - не о сияющем на солнце море, старых домиках и сытых веселых псах, его интересуют не образы и картинки, а что-то более сложное. Но она описывала так, как мыслила и чувствовала сама.

    Отредактировано Полина Езерская (2019-11-03 00:27:56)

    0

    20

    Полина говорила - про улицу, которая  спускается к морю, и про то, как море сверкает между домами. Тадеуш видел такие,  и не раз, здесь, и совсем давно, в детстве - дома. Море вниз по улице, изгиб дороги и стена дома - вверх. Дюны  - и в них свобода на целый день. Безлюдные пространства, где не встретится никто чужой, куда открыта дорога только детям.

    Это была иллюзия, конечно, но им тогда повезло - никто не вторгся в их маленький мир, пока они не выросли.

    В этом мире защищенность была больше, чем иллюзией. Сейчас ему захотелось в это поверить.

    Ему захотелось пройти по той, ее улице, мимо сонных собак, к морю... Потом он понял, что, может быть уже и ходил. Город тут небольшой.

    - В детстве я летом жил в поселке у моря. Черепица там была коричневая, а дома белили. Или оставляли так - если дома были не из глины, а из песчаника. Дикий виноград был везде, мог быть и плодовый - вился по шпалерам во дворе. Во конце улицы было, конечно, море. Улица изгибалась вниз, и море было видно, а причал - нет. Но мы туда не ходили, детям там было делать нечего. Мы уходили вдоль берега, подальше. Здешний старый город немного похож... Всякий раз невольно ожидаю. что опять выйду к тому морю.

    Ему всегда хотелось убраться подальше от бабушки, от ее скрытого страха и жесткого порядка.

    На втором этаже все было... ожидаемо. Лепнина на потолке и по верху стен - гирлянды цветов, пухлые малыши с трубами и цветами. Окна тоже были закрыты, свет пробивался в щели. Мусора тут было меньше, а беспорядка больше - какие-то лишние тени, лишние вещи, сломанные, не на своих местах. Чтобы стало больше порядка, надо было бы отодрать доски с окон где только можно, вынести всю рухлядь, распахнуть окна - свет и пространство. вот что должно было править в этом доме.

    - Вы говорили, здесь хотят все переделать?

    Для общежития тут все надо будет разделить на помещения поменьше - и коридор уменьшить, и комнаты перепланировать. Может быть, заложить часть окон.

    - Что нужно, чтобы фотографировать? - Может, все же придется открывать хотя бы одно окно.

    0

    21

    Снова молчание. Она вопросительно взглянула на Лаевского. О чем размышляет, как относится к тому, что она рассказала? Тадеуш сейчас чем-то неуловимо был похож на Мотьку - так же хмурился и думал о чем-то своем; крутил, закручивал, перекручивал мысли, выдавая иногда странный результат. Ему скучно? Весело? Печально? Как понять, когда собеседник только сдвигает брови и его еще не произнесенные слова даже отблеском не отражаются в глазах. Тадеуш заговорил, а Полина... она опять не поняла. Не уловила этого недосказанного "убраться". На секунду ей показалось, что в воспоминании о том море из детства больше покоя, чем света, но ощущение было таким мимолетным, что она не успела его осмыслить. Плющ, здания из песчаника, какое-то неведомое "мы", за которым должны были скрываться приключения, общие секреты, светящиеся на солнце кисти винограда - это ведь здорово, да? Как иначе. И она ответила на рассказ Тадеуша кивком и улыбкой.

    - Нет ничего лучше винограда, втихаря утащенного из соседского сада. Хорошо, что меня наши мальчишки не слышат, - она рассмеялась. - Очень нехорошо! Но очень вкусно! А что касается перестройки... Да, где-то у начальника мореходки даже план лежит. Я его не видела, хотя он этим самым рулоном у меня перед носом тряс. И ведь знаете, что обидно, - она осветила фонарем потолок. - Тут уже грибок. Для детей это вредно, но никто не будет мучиться и верхние слои счищать, несколько раз обрабатывать, а потом восстанавливать... Собьют и все.

    Полина вздохнула и чуть искоса глянула на Лаевского. Неплохо бы пару окон открыть, но чтобы отодрать доски, нужно залезть на подоконник, а она отлично помнила, что Лаевский прихрамывает. Полина стащила куртку и без предупреждения легко вспрыгнула на подоконник.
    - Тадеуш, подстрахуйте, а я попробую вот это окно открыть. Тут доски отстали, легко оторвать. А стекла, как ни странно, вроде целые, так что можно будет потом так и оставить, - и пояснила. - Мне нужно больше света. Ни фонарика, ни вспышки не хватит.

    +1

    22

    Бойтесь старых домов,
    Бойтесь тайных их чар,
    Дом тем более жаден, чем он более стар.
    И чем старше душа, тем в ней больше задавленных слов.

    Полина была… местная. Здешняя. О женщине говорят порой, что она «нездешняя», чтобы  подчеркнуть утонченность, воздушность и что там еще ценилось в юных девушках в его мире. Полина же была именно здешней. Светлой, мирной, легкой.  Он знал  о ее потере. Муж и сын.  И у нее хватало сил и нерастраченной любви, чтобы оделять своим  струящимся мягким светом детей интерната. И троих  мальчишек -  наособицу.
    Пусть так и будет. Пустяк. Случайное воспоминание детства. Память  прячет в своих глубинах все темное и дурное. Пусть их было не так много -  хороших моментов, по-настоящему хороших, не отравленных чувством вины, страхом и сожалениями. Но Тадеуш никогда не считал, что его детство было плохим. Особенно в той части, что касалась набегов на чужие сады и умения удрать с добычей вовремя.
    - Не винограда. Персиков.  Виноград поспевал позже, к тому времени я уже уезжал, - Тадеуш слегка улыбнулся, - Персиков и вишен из соседских садов. Их было так много, что ветки порой обламывались под их тяжестью. По-моему, люди даже радовались, когда мелкие налетчики избавляли их от части урожая.
    Сквозь щели между досками пробивались  лучики заходящего солнца, в них плясали пылинки. Лаевский носком ботинка откинул в сторону разбитый стул с гнутыми тонкими ножками, еще какой-то хлам. На стенах расползались пятна сырости и того, что Полина назвала грибком, кое-где осыпалась штукатурка.
    - Брошенные дома разрушаются слишком быстро. Умирают. Превращаются в собственные призраки. Вы говорите, здесь хотят устроить казарму мореходки?  Значит, собьют лепнину. Уберут  лишнее. Все эти гирлянды из цветов и листьев, вон тех милых купидончиков. Выровняют стены, покрасят в какой-нибудь  казенный цвет, снесут лишние стены, возведут новые перегородки. Простота и строгость -  залог чистоты и удобства. Много света, много свободного пространства. Минимум   закоулков и потайных местечек. Так, что от дома станется лишь внешняя оболочка вроде  лестницы с грифонами.
    В отдирании досок помочь он мог мало чем. Поскольку прежде он должен был на подоконник взобраться. И пока оглядывался в поисках подходящей подставки, Полина легко вскочила на широкий подоконник. Окна,  забитые неокоренным горбылем и старыми, занозистыми досками,  здесь начинались  довольно низко, на уровне пояса невысокой художницы  и уходили почти под высоченные потолки. Самому Лаевскому из-за ноги такой фокус был недоступен. Оставалось лишь встать ближе, подсветить фонариком  и следить, чтобы Полина не оступилась случайно.
    - Вот, возьмите, - он протянул ей добытые из сумки с инструментом грубые рабочие перчатки, - Вам следует беречь руки. И вот, - к перчаткам добавился ломик-гвоздодер, - Этим будет удобнее. Справитесь?
    К собственному удивлению, он разговорился. Слишком хотелось  находиться рядом подольше, удержать сладкий самообман. Когда Полина  вот так поворачивается в пол-оборота и смотрит сверху вниз, она так похожа на Лару. На ту, которую он запомнил. 
    - Вы говорили, что хотите отстоять дом как памятник старины и отреставрировать? Не в одиночку ведь. У вас есть единомышленники?

    +1

    23

    Я мечтою ловил уходящие тени,
    Уходящие тени погасавшего дня

    - Спасибо! Вот что тут не лишнее, так это перчатки.
    Ломик тоже оказался очень кстати, орудовала им Полина со знанием дела и уверенно. Чего только ей ни приходилось делать в своем неустроенном хозяйстве.
    Пока она работала, Лаевский говорил - говорил спокойно, неторопливо, а Полина вслушивалась в его слова и, еще ничего не ответив, несколько раз отрицательно качнула головой. Ей не нравилось как это звучало. Что-то в его фразах, тоне было не так. Вроде бы сожаление? Или наоборот одобрение? Нет, констатация факта, в которой Полина не увидела никаких эмоций. Просто взял и объяснил каким станет дом. Картинку нарисовал. И так тоскливо стало на душе от этого призрачного образа, который разом вымел местные тихие тайны... Слова о винограде и персиках были такими же спокойными, но теплыми, а теперь Полина даже замерла на пару секунд, прикрыв глаза. Может она слишком привыкла к максималисту Игорю? Тот только слово говорил, а уже было понятно за наших он или нет. А Тадеуш... Тадеуш чужой, гость. Что ему чужие дома с чужой историей?
    Ничего не ответив, она спрыгнула с одного подоконника и забралась на второй.
    - Единомышленники? А как же, есть! Наш генерал-одуван... - Полина, не договорив, осеклась, прикрыла рот рукой, оглянулась на Лаевского, стоявшего внизу, и не очень естественно рассмеялась. - Тадеуш, вы этого не слышали! Иначе меня навсегда заклеймят позором и объявят невоспитанной и недостойной учить детей. Одуванчик - это наша Валентина Федотовна. Вы когда на нее посмотрите, сразу поймете почему одуванчик. Она маленькая, сухонькая, а вокруг головы шапка седых вьющихся волос, вот и получается... Она возглавляет наше Общество охраны памятников. А я при нем числюсь то ли фотографом, то ли обмерщицей. В общем, на все руки - от скуки. Общество наше, к сожалению, не такое уж большое. На лекции и на экскурсии люди приходят с удовольствием, но при этом считают, что все и так охраняется. Это и минусы, и плюсы нашей спокойной жизни. Если бы тут объявился отряд строительной техники и начал крушить дом за домом, то тут же нашлись бы те, кто активно выступил против. А так... Ну разрушается себе тихонько.
    Полина передала Тадеушу последнюю доску, снова спрыгнула на пол и огляделась.
    - Вот так ничего. Можно снимать.
    Вечерний свет проник в зал и высветил широкую полосу, захватывавшую потолок, по сторонам которой все терялось в сумрачной пыльной взвеси. На свету пискнули и метнулись в угол клубками пыли две мыши. Если раньше зал в таинственном сумраке казался почти целым, то теперь разрушение обнажилось во всей своей неприглядности: на потолке в двух местах открылась дранка и повис большой кусок штукатурки, когда-то цветной паркет приобрел ровный грязно-серый цвет, а прихотливо вырезанные в виде диковинных лепестков плашки выскочили со своих мест и торчали дыбом. В стороне стояло современное продавленное кресло, а рядом с ним мутный стакан и щербатая грязная тарелка. На противоположной стене темнела пустая рама над раскрытым зевом камина - когда-то в ней было зеркало.
    Снова стало тоскливо, почти до спазма сдавило горло. Полина, открывшая чехол фотоаппарата, так и замерла, не доставая его, хотя свет медленно уходил - в зале темнело.
    - Простота и строгость... Это не простота и строгость - это ленность и отсутствие фантазии. Нельзя растить детей в казенных пустых стенах. И неважно кто они - будущие военные или художники. Думаете, пусть лучше казарма, чем такое запустение? Ну что ж... - Полина помолчала и неожиданно для себя негромко договорила, - Может вы и правы.

    +1

    24

    Полина орудовала гвоздодером на удивление ловко. Тадеушу оставалось забирать у нее доски и  складывать их под подоконником, да помочь женщине спрыгнуть с подоконника и забраться на следующий.
    - Считайте, что я оглох и  пропустил начало вашей речи, - Крайнц тихонько фыркнул себе под нос, пассаж о генерале-одуванчике показался забавным,  Полина описала неизвестную ему Валентину Федотовну более чем выразительно, а на недостаток воображения он никогда не жаловался. Иногда -  на свою беду.
    Он протянул руки, чтобы поймать спрыгнувшую с подоконника Полину. Поймал и осторожно поставил на растрескавшийся паркет.
    При слабом, но отчетливом свете уходящего солнца комната стала выглядеть еще более убого и неприглядно. Дело было даже не в обвалившемся потолке и вздыбившемся паркете.  Острое ощущение заброшенности, неприкаянности и ненужности порождало уныние. Мелкий хлам по углам, грязная тарелка и стакан, наводившие на мысли о неизвестном пьянице, пробиравшемся сюда когда-то давно с купленной бутылкой и не подумавшем прибрать за собой.
    Крайнц  наклонился, поднял   одну из вздыбившихся, выскочивших из своих гнезд плашек паркета.
    -  Жаль будет, если его просто  снимут  и заменят безликой «елочкой». Просушить, подогнать заново, отциклевать, чтобы снять грязный старый слой, заново покрыть лаком и мастикой,   - Крайнц  нюхом  чуял, что практически добровольно подписывается на безвозмездную помощь Обществу охраны памятников.  Отказать Полине, если та предложит в лоб, он не сумеет.
    И того, что она с ним согласится -  никак не ждал. Или же он должен был начать усиленно отговаривать ее? Но он в самом деле считал, что без людей дома погибают.
    - Да. Если не удастся здание отстоять,  реставрировать и превратить в музей, например, то  лучше уж казарма, чем такое вот, - он обвел рукой полуразвалившуюся комнату, - медленное угасание в забытьи и убожестве, -  о доме он говорил как о живом существе, -   И  почему же сразу отсутствие фантазии? Пустоту необходимо заполнять, а где еще разгуляться детской  фантазии, как не в свободном пространстве.  Я вырос в казарме, -   маленькая пауза, - Да, не лучший пример, согласен. Но в том, что я стал таким каким стал точно не вина зданий из стекла, стали и бетона и безликих комнат.
    - Возможно, в условиях ограниченных ресурсов стоит отстаивать не здание целиком, а отдельные элементы… эээ, - он замялся, ступая на зыбкую почву  вопроса, в котором почти не ориентировался, - элементы архитектуры и интерьера, кажется, это так называется? То, что можно спасти и восстановить. Этот паркет. Лепнину, пусть не везде, но в тех комнатах, что  предназначены будут для общих занятий и отдыха. Лестницы. Скульптуру.

    Отредактировано Тадеуш Крайнц (2021-11-06 03:18:21)

    +1

    25

    Почему на нее нахлынуло это ощущение пустоты и безысходности, так ей не свойственное? Только ли от того, что зал оказался в совершенно удручающем состоянии? А может так подействовало прикосновение Тадеуша? Игорь вот так же поймал бы ее, а потом раскрутил, обнял, они бы смеялись и дурачились как дети. Полина с некоторым трудом отогнала это видение и резко обернулась к Лаевскому.
    - Тадеуш, а почему если реставрировать - то музей, а если все сбивать - казарма? Вы в детстве ненавидели не здание, вы ненавидели людей, которые вас заставляют делать то, что вы не хотите. Просто неодушевленные предметы ненавидеть проще. Можно на них выцарапать ругательное слово, а они ничего не скажут. А люди ответят и еще как ответят! Вот скажите честно, у вас в детстве, в этой вашей казарме, было много времени для фантазий? Стекло и пустые стены... Стены, чтобы не думать ни о чем лишнем, стекло, чтобы видеть вас и быть уверенными, что вы не рисуете на стенах. Вы правы, совсем не лучший пример.

    Полина проговорила эти слова почти воинственно, по крайней мере, с бОльшим напором, чем собиралась. Почти сразу она об этом пожалела. Как будто пнула человека в больное место. Она не знала, хорошо ли жилось Тадеушу в этой его казарме, он был слишком безэмоционален, чтобы это оценить, но последние его слова про то каким он стал... В общем, зря она это сказала.
    Чтобы сгладить неловкость и не смотреть в глаза Лаевскому, Полина занялась наконец фотографированием, защелкал затвор.

    - Простите, что-то я разошлась, - она была рада, что не надо при этих словах глядеть на Тадеуша. - Просто вспомнила про наш кабинет географии. Вы ведь наверняка его видели. Все стены разрисованы - джунгли, полярные снега, леопарды... Это все Мотя. То есть Матвей. У него потрясающий художественный талант и еще что-то... Дар, который позволяет ему делает свои рисунки живыми. Неужели в этой вашей казарме кто-то позволил бы ему сохранить эти рисунки. Сделали бы выговор да заставили отмыть.
    Она пожала плечами и снова забралась на подоконник, чтобы сфотографировать пол.
    - Тут очень много работы. Очень много. Беда в том, что здание это строилось до того как мы оказались отрезаны от остального мира. Тут использована древесина, которую сейчас больше нигде не достанешь. Поэтому и заменить ничего нельзя. Нужно реставрировать то, что есть, а плашки и деформировались, и растрескались... Вот вы об этом так рассказали, как будто знаете как это делать. Да и наверняка знаете, потому что у вас золотые руки, все можете, мы в интернате уже в этом убедились. Но я ведь не могу пристать к вам с ножом к горлу - помогайте! Это работа бесплатная, по крайней мере, на первых порах точно, она занимает много времени. А у вас и так две работы и сын. Ограниченность ресурсов компенсируется знаниями и энтузиазмом. Но если знания можно передать, то энтузиазмом не заразишь как гриппом.

    Полина в последний раз щелкнула фотоаппаратом и сама себе кивнула.
    - Тут все. Думаю, что для городской администрации должно хватить, - она обернулась к своему спутнику и наконец посмотрела на него прямо. - А каким вы стали, Тадеуш? Вы уж простите, что я об этом спрашиваю, но у вас это как прозвучало... с горечью, что ли? Вы все умеете, вы спокойны, умны, рассудительны, один растите сына. Много поводов для гордости и ни одного для сожаления или... тоскуете по родному миру?

    +1

    26

    Крайнц молчит. Смотрит, как Полина после краткой отповеди берется за фотоаппарат. Молчит не потому, что ему нечего сказать, а потому что не собирается говорить под размеренное щелканье затвора и болтовню, призванную сгладить неловкость. Он ждет. И чем дольше ждет, чем туже скручивается в груди ледяная пружина ярости. Вот так походя швырнуть горсть оскорбительных слов и тут же спрятаться за глазком фотоаппарата, словно ничего особенного и не было сказано.  И отвечает на заданный вначале вопрос лишь  тогда, когда учительница  убирает фотоаппарат.
    - Полина, а почему следует ненавидеть тех, кто заставляет делать то, что не хочешь, но что делать надо? Вы ненавидели родителей, когда приходилось… не знаю, убирать дом вместо того, чтобы пойти гулять? Ненавидели учителя за то, что приходилось учить уроки вместо того, чтобы рисовать или читать интересную книгу?
    Крайнц говорит отрывисто и резко, и  свет  садящегося солнца обрисовывает его лицо так же  четко, углубляя и подчеркивая острые, хищные черты лица.
    - Вещи ненавидеть бессмысленно именно потому, что они никогда вам не ответят. Можно пнуть табурет и выместить на нем эмоции, которые испытываешь к другому человеку. Может быть, даже на какое-то время станет легче. Так что «ненавидеть» - слишком эмоциональное слово. Неточное. Вещь может раздражать, как раздражает дурацкий тетушкин пуф с обивкой в розочках, который нельзя выбросить сразу же, потому что же подарок на свадьбу. Как меня раздражает сейчас этот омерзительный натюрморт в углу -  он  указывает на стол с грязной посудой.
    - А вот людей ненавидят. Именно потому, что они могут ответить. О, да! Иногда ненависть -  это все, что остается, если противопоставить больше нечего.  Вы в своей жизни ненавидели кого-нибудь? До скрежета зубовного, до кровавых ссадин от ногтей на ладонях? Потому что не могли ничего сделать. Или думали, что не могли. Когда только ненависть дает силы идти дальше и пытаться исправить все, что… натворил. В детстве думаешь, что ненавидишь воспитателя, который отправил тебя натирать мастикой  перила у бесконечных лестниц. И только потом понимаешь, что это все была… чепуха. Мальчишеская лень.
    Его учили прятать чувства,  сдерживать их, и выучили отменно, но там, глубоко внутри  он по-прежнему  чувствует остро и пронзительно. И чувства эти сильнее чего угодно. Ими можно глотки вспарывать. И именно сейчас он выплескивает их на Полину просто потому что... не умеет управлять ими тогда, когда  все уже вырвалось наружу.  Как механизм с автоматическим подзаводом он накручивает сам себя и  неважно уже, что Полина вроде как извинилась и даже дала задний ход. Он слышал ровно то, что хотел слышать. Пропустил  мимо ушей все, что касается ремонта и похвалы его умелым рукам, зато зацепился  за  упоминание Матиуша.
    - Вы неправы, - не улыбка -  оскал. Быстрый, хищный как укус, - Если бы о художественном даре Матвея узнали, ему бы позволили  рисовать. Его бы всячески поощряли. Подталкивали бы. Просто однажды оказалось бы вдруг, что он рисует только то, что необходимо. Не ему. Но у него оказались иные таланты. Вы спрашивали о фантазиях? У нас было чертовски мало времени на них, тем ценнее и ярче они были.
    Ледяное бешенство хрустит в его голосе как битое стекло в ведерке со льдом, чернотой зрачков заливает глаза.   Тадеуш  медленно надвигается на Полину. Не Лаевский, стеснительный и замкнутый мастер на все руки. Подполковник Крайнц. Крысолов. Черный.    Тадеуш Лаевский предпочитает держать дистанцию вытянутой руки.  Подполковник Крайнц любит видеть близко глаза собеседника. 
    - Теперь я не такой уж идеальный, верно?
    И замирает, бледнея так резко и быстро, словно его окунули в белила.
    - Что? Я не… Кто вам сказал о сыне?
    В голове лихорадочно прокручивается то немногое, что он сумел-таки расслышать. И что он уже успел сболтнуть. Ладонь сама вздергивается в поспешном отрицательном жесте.
    - Нет. Нет-нет, Август мне не сын. Я его опекун.

    Отредактировано Тадеуш Крайнц (2021-11-19 02:08:03)

    +2

    27

    Взрыв? Пожалуй, нет.
    Бывает так иногда летом, когда в особенно знойный день собираются высокими наковальнями тучи, все темнеет вокруг и где-то наверху безмолвно сияют зарницы да иногда доносятся отголоски грома. И уже ждешь, когда эта тяжелая духота разразится, наконец, ливнем и настоящей грозой с оглушительными раскатами. Ждешь, ждешь, а нет ничего... И живительная прохлада изливается где-то в другом месте, а ты так и остаешься в липком душном сумраке.
    Она спиной ощущала нарастающее напряжение, хотя не понимала до конца его причины. Только сообразила, что чем-то все же здорово задела Тадеуша. Но она ждала возражений, яростного спора, может быть, даже разбитого о стенку "клятой коробки с гипсовыми уродцами-гидроцефалами" стула - в общем, всего того, что мог устроить темпераментный Игорь.
    Но едва Полина встретилась взглядом с потемневшими глазами Тадеуша, как поняла, что бури не будет. Нет, не так, наружу она не вырвется. Тщательно подобраны слова, сдержаны интонации, хоть за ними и ощущается что-то тяжкое и мрачное.

    Она выслушала все, что он говорил, не прерывая и не возражая. Ловила каждое слово, пытаясь угадать, что за ним, и с сожалением понимала, что не может. В слишком разных условиях они жили, по-разному взрослели, на разных примерах учились. Что ей ему сказать? Что она не ненавидела никогда? Так ведь и некого было, не учительницу же за двойку по физике и не дуру-Таньку за то, что ревновала к Игорю и говорила гадости. Потом попыталась ненавидеть море, но не получилось. Вместо ненависти в сердце поселился страх. Она как-то никогда не думала, что ненависть может на что-то дать силы и уж тем более  помочь.

    Когда Лаевский навис над ней, гипнотизируя взглядом, она вздохнула, а потом осторожно, как будто имела дело с тяжело раненым, которому так легко причинить боль неловким прикосновением, провела пальцами по темным волосам на виске и коснулась щеки. Идеальный. Надо же, ведь скажет же такое... Это он-то идеальный? Смурной бука, который никого к себе не подпускает, держит на расстоянии, даже если стоит вплотную?
    - Ш-ш-ш... Тихо. Все хорошо. Ну... Насколько это возможно. Я не хотела вас обидеть. Боюсь, я говорила о своем, а вы свое поняли. Простите меня, Тадеуш, - несколько секунд она колебалась, подыскивая слова. - Я не представляю вашей жизни и не понимаю. Вы не идеальный, - губы Полины дрогнули в предвестье улыбки. - Но вы наверняка очень сильный человек, если свой... не знаю, страх, наверное? - смогли переплавить во что-то другое. У меня не получилось.

    Тадеуш так резко изменился в лице и побледнел, что не заметить это было невозможно. Полина перехватила его за плечо, чтобы при случае поддержать. Вот же чертова дура! Ведь больной человек - хромота эта, шрам под глазом, невесть знает какие еще болезни и раны... А она его потащила куда-то, наверняка голодного, без обеда!
    - Тадеуш, что с вами? Может, присядете? Я сейчас! У меня в рюкзаке есть термос с горячим чаем и бутерброды.

    +1

    28

    Ее пальцы ласково погладили его по щеке,  и он машинально отклонился, перехватил запястье, отводя  ее руку в сторону.
    - Не нужно. Этого -  не нужно. Не стоит успокаивать меня как раненого зверя или одного из ваших подопечных.
    И непонимающе нахмурился,  едва сдержавшись, чтобы не вырваться из внезапного захвата. Вместо этого просто снял ее руку со своего  плеча. Кажется, она не поняла до конца – в чем дело,  и Крайнц  не собирается далее педалировать скользкую тему. Наоборот, увести разговор в сторону. Если это можно назвать разговором.
    - Все в порядке. Уже прошло, -  так же резко и отрывисто, - Не нужно ни бутербродов, ни чая. Это обычная сосудистая реакция. Случается у таких,  как я. 
    Легкое головокружение отступает, на лицо возвращаются краски, оно уже не выглядит серо-белым пятном в сумерках. Прикосновение Полины, ее близость, запах ее волос  вдруг напомнило о том, что у него уже два года никого не было. Вначале не особо-то и нужно было, слишком много всего навалилось, а потом…  Здесь не принято было заводить легкие и необременительные для обоих отношения, а серьезные обязали бы его и ему не хотелось взваливать на себя еще и эти обязательства. 
    - Верно, не представляете. Думаю, вам сложно представить. Здесь все  другое. Люди, отношения, образ мыслей. Добрее, спокойнее, чище. Начиная с того, что вы сейчас наедине со мной в заброшенном доме, где поблизости нет ни души, а я повел себя не слишком… адекватно сейчас. И вы не испугались. Наоборот, - Крайнц снова скалится, тонкие губы сводит судорогой улыбки, - Вернее, вы испугались за меня. Не за себя. Знаете, Полина, это порой замечательно -  позволить себе просто испугаться. Не переплавлять ни во что, не разделять эмоции во времени, не говорить себе, что я сделаю это сейчас, а испугаюсь последствий потом.
    Он врет. Святые хранители, как же он врет ей в глаза.  Все это время   его поступками руководит страх. Не за себя. За Матиуша, за Лето и в конечном итоге опять же -  за Матвея. За себя он бояться не умеет.
    - Там я был идеальным. Во всех отношениях, – яда в его словах хватит, чтобы отравить стадо слонов, - Так себе причина, чтобы тосковать по родному миру. Видимо тогда я устал быть идеальным. Захотелось быть просто человеком.
    Всплеск адреналина, не нашедший выхода прилив бешенства, накативший  страх – все вместе переплавляется в неуместное здесь и сейчас вожделение. И совсем уж не к месту вспомнилось, как Алька… нет, тогда уже Номер Два, возвращаясь с очередного задания, удовлетворенно скидывал сумку со снаряжением и оружием первому же попавшемуся ассистенту и тут же тащил в укромное место ту из лаборанток или машинисток, которая в тот момент считалась его подружкой. Укромные места считались укромными только по вескому мнению самого Номера Два. Не однажды его заставали в  пикантном положении и тогда агент, придерживая  взвизгивающую  в попытках вывернуться и убежать подружку и не отрываясь от своего занятия, невозмутимо советовал   закрыть дверь и не  мешать занятым людям.  И сейчас Крайнц  понимает, что двигало Номером Два. Только с самоконтролем у него получше,  и  желание вначале сублимируется в ядовитые фразы, а затем послушно отступает и увядает.
    - Свет уходит, - уже спокойно говорит Тадеуш и отстраняется. Поправляет воротник куртки, - Будете еще фотографировать? Остальные комнаты?

    0

    29

    Вот как раз на одного из ее подопечных Тадеуш и походил. Не на всех, нет. На кого-то вроде Мотьки. Он тоже поначалу промахивался с дистанцией, попросту не умея ее правильно выстроить. То подпускал постороннего человека слишком близко, то вдруг отшатывался в сторону да и от себя гнал. Но то мальчик, а перед ней сейчас взрослый человек. С взрослыми всегда хуже, чем с детьми. Столько у них всего в голове намешано... И предрассудки, и напрасные ожидания, и обманчивые зыбкие представления об окружающем их мире - в раз не разберешься. Например, что такое этот пресловутый идеал Лаевского?
    - Идеальным, Тадеуш? Для кого? - она чуть отступила назад, чтобы и не создать впечатление, что она действительно испугалась, но и одновременно успокоить Тадеуша.
    Полина уже уяснила для себя, что чужие прикосновения Лаевскому по какой-то причине неприятны. Сам-то он сегодня несколько раз подал ей руку, но Полина улавливала разницу, прикасаешься сам - значит, вроде как ты хозяин ситуации и все держишь под контролем. Тяжело такому живется. Она покачала головой.
    - Вы общались с разными людьми. Невозможно быть идеальным для всех. Значит, вы соответствовали каким-то идеальным представлениям о себе. Сейчас они вам не нравятся, но, по-моему, вы быстро придумываете себе новые. Создаете у себя в голове образ "простого человека" и начинаете старательно ему соответствовать.
    Полина мягко и немного печально улыбнулась.
    - Пожалуй, мы здесь действительно спокойнее. Но это не потому, что добрее и чище. У нас очень медленный темп жизни и мы до ужаса рациональные и прагматичные. Иначе мы бы тут не выжили. Тут все просто - не будешь помогать соседу, не выживешь сам. Не будешь объединяться для каких-то работ, они останутся несделанными и, рано или поздно, ты сам от этого пострадаешь. Украдешь - найдут. Убьешь - накажут. А что страшнее всего, ты всегда будешь потом жить среди тех людей, которые знают, что ты совершил. Ну что вы могли бы сделать со мной? Вы ведь разумный человек, и вам отсюда никуда не скрыться. Значит, придется отвечать перед законом, - Полина пожала плечами. - Все просто. Доброта - это инстинкт. В старых книжках пишут, что раньше в местах, где была засуха, на водопой приходили разные животные - и хищники, и травоядные - и не трогали друг друга. Так вот у нас тут засуха, Тадеуш. Думаю, что на сегодня фотографий хватит. Ваш подопечный вас наверняка заждался. Спасибо, что помогли.

    +2

    30

    Разговор об «идеальности» становится неприятным. Продолжать тему не хочется совершенно. Он был идеальным для тех, от кого зависело его благополучие. Прежде всего -  для одного-единственного человека. Полковника Корвина, он знал, и прежде негласно предупреждали о том, что сотрудники Особого отдела должны быть лояльны прежде всего властям  Метрополии, а не конкретному человеку, даже если этот конкретный человек – их непосредственный руководитель. Здесь же ему пришлось не столько изменить манеру поведения, сколько не сближаться с кем-либо больше, чем необходимо для обычной жизни. Издалека не разобраться, насколько он отличается от местных. А на небольшие странности местные закрывали глаза. Пришлый, они все такие, пока не обживутся. Только лишний раз подтверждают, что лучшего места для жизни чем Аркан -  нет и не будет.
    И вот тут он рассмеялся. Нельзя сдержаться, услышав вопрос «что бы вы могли со мной сделать?», заданный таким тоном, что и без всякой телепатии понятно -  собеседница уверена, что ничего плохого. Просто потому, что об этом или сразу, или очень быстро узнают, а кто же совершает преступление, рискуя нарушить закон и потерять свое доброе имя?
    - Полина, вы -  невозможная женщина, - пробормотал Тадеуш, отсмеявшись, - Вернее, по здешним меркам -  совершенно обычная. Но то, как вы расставляете приоритеты… По-вашему, страшнее всего не смертная казнь, которая в Аркане до сих пор применяется  за убийство, грабеж и еще несколько  преступлений, - уголовный кодекс Аркана был на диво коротким, основываясь на знаменитом «Приказе Три Ка» и Тадеуш в свое время весьма тщательно его изучил, - а общественное осуждение? Что ж, какая в сущности разница, что именно останавливает человека от совершения преступления: страх перед наказанием, совесть или стыд, который он испытает потому, что все узнают, что именно он совершил.  Преступник не может исключить вероятности, что будет раскрыт, пойман и наказан  по всей строгости закона, какое бы идеальное  преступление он не совершил. Не всех это останавливает. Но судя по почти нулевому  уровню… - он хочет сказать «вашей осведомленности», но предпочитает  нейтральное, - всяческой уголовщины в Приморье, все три фактора отлично работают.
    - Только вы ошибаетесь. Доброта -  не инстинкт. Доброта и милосердие -  это то, что может себе позволить общество, находясь на определенной стадии развития и материального благополучия. И «водяное перемирие» в засуху - романтическая сказка для тех, кто об экзотических странах знает только из книг. Дело в том, что хищники не убивают больше, чем могут съесть, в этом они  куда благороднее людей. На водопое тигр убьет и сожрет одну антилопу, зато прочие спокойно могут напиться, пока зверь сыт.
    Он задумчиво смотрит на оторванные от окон доски, которыми те были забиты, но возвращать их на место нет ни малейшего желания, хотя в сумке найдется молоток и  десятка два гвоздей. Судя по валяющемуся вокруг хламу, сюда и раньше забирались любители… уединения.
    - Не за что, - коротко кивает он, - Мне было даже приятно. Я пойду первым и подсвечу  лестницу.
    Он выходит из комнаты и медленно спускается по скрипящей под ногами лестнице, подсвечивая себе и Полине под ноги фонариком. Слабый свет  осенних сумерек сюда не достает и здесь царит темнота.

    Отредактировано Тадеуш Крайнц (2022-01-25 22:32:16)

    +1


    Вы здесь » Сказки и быль » Хранилище » Легче начинать сразу со второго раза... или с третьего


    Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно